Чоппер

Чоппер появился в 60-х годах. Настоящий чоппер это предельно раздетый, мощный и сделанный индивидуально мотоцикл, как правило, на базе серийного. То есть настоящий hardcore-chopper - это аппарат предельно мощный, функциональный, на котором нет ничего лишнего: маленькая фара, маленький стоп-сигнал, вместо большого дивана - небольшое подпружиненное сиденье, нет спидометров-тахометров, как правило, нет переднего крыла, а заднее максимально обрублено, маленький бензобак вместо громадного серийного, глушаки прямотоки, жесткая рама и т.д. Свою родословную он ведет от боббера. Однако чем же chopper отличается от своего предка? Многие элементы перекочевали именно от бобберов: тот же высокий руль ape-hanger, те же отрубленные крылья и глушители... Собственно говоря этому он и обязан своему названию, т.к. chop по-английски - рубить. Но классический силует чоппера уже неотделим от длинных вилок. Все началось с californian bobber. Кто и как впервые решил удлинить вилку, а главное для чего - наверное, уже никто и не скажет. Кто-то говорит, что мол благодаря удлиненнию базы мотоцикл становится устойчивее. Причем вначале такие аппараты строили исключительно hardcore bikers, но когда вышел фильм "Easyriders"("Беспечный ездок") с Питером Фондой в главной роли, то вся Америка заболела чопперостроительством. Молодежь втыкала длинные вилки даже без переделки рулевой колонки, в результате чего получались весьма нелепые конструкции. Вилки использовали разные. Кто-то делал длинные пружинно-рычажные вилки типа "Спрингер" (springer), кто-то "гирдер", кто-то удлинял телескопические. Впрочем, некоторые ставили такие длинные вилки, что те начинали работать на излом и ни пружины, ни тем более, гидравлика уже не работали, в итоге появились rigid forks - вилка в которой пружинный элемент отсутствовал и амортизация производилась за счет того, что пружинили трубы вилки. Однако те, кто все же серьезно ездил, находили разумные компромиссы, между длинной вилки и удобством использования мотоцикла. Так же чисто чопперной фишкой является использование бензобаков: sporty, "мустанг", coffin ("гробик"), diamond ("граненый"). Или такой момент, что бензобаки стали использовать без тоннеля под раму (для увеличения емкости), но за счет того, что труба рамы шла сильно под углом, то приходилось вваривать горловину в верхней передней части, а краник ставить наоборот - в нижней задней части. Такие баки называли frisco tank, так как впервые их стали использовать в Сан-Франциско. Так же одной из чопперных фишек считаются jockey shift - ручное переключение скоростей и suicide clutch - сцепление суицидника. Ручку jockey shift обычно украшают каким-нибудь черепом, бильярдным шаром, поршнем от малокубатурника. Suicide clutch - это подпружиненный ножной рычаг сцепления без рычага под пятку. И если стоковый рычаг был не подпружинен и имел два рычага (под носок и под пятку), что позволяло на остановке фиксировать сцепление, но это было не удобно для гонок. Suicide clutch с одним рычагом и возвратной пружиной позволяло переключать передачи гораздо быстрее, но на остановке приходилось ловить нейтраль и держать ногу на педали, иначе это было равносильно самоубийству (отсюда и название). При этом весь мир уже давно перешел на ножное переключение передач и ручное сцепление, но упертые американцы продолжали все делать по-своему. Другой фишкой, которую часто встречаешь на чопперах - высокие рули ape hangers (от английского ape - обезьяна). Изначально они появились на бобберах, но прекрасно прижились и в чопперской среде. Суть этих рулей в том, что они помогают разгрузить спину в дальней дороге. Другая особенность так же характерная для чопперов (появившася опять-таки изначально на бобберах) это sissy bar - спинка для пассажира. Дело в том, что законодательство в ряде штатов в США стало требовать оснащать мотоциклы ручками для пассажира. И чтобы не уродовать мотоцикл такой нелепой деталью американские байкеры придумали объединить крепление крыла и спинку для пассажира. Так же в ответ на запрет прямотоков появились глушители fishtail (рыбий хвост). Дело в том, что американские копы проверяли наличие глушителей засовывая внутрь него какой-либо предмет (например, полицейскую дубинку) и если при этом сей предмет проходил свободно, то владелец мотоцикла прилипал на штраф. А "фиштэйлы" были заужены и подобный процесс значительно осложняли. Позднее появились и более громоздкие конструкции глушителей в стиле "кошмар водопроводчика", которые процесс проверки глушителей сделали практически невозможным. Еще одним истинно чоперным рулем стал z-bars (руль напоминащий по форме букву Z). Европа тоже внесла свою лепту в кастомайзинг. Выражение "шведский чоппер" уже давно стало нарицательным. "Шведский чоппер" - это длинный узкий силуэт мотоцикла и бесконечно длинная вилка. Часто к этому прилагается и "шведский руль": стойки руля переходят в собственно руль и загибаются назад под тупым углом. Такой руль имеет хороший рычаг и достаточно узок. В итоге рулить удобно, а сам руль напоминает рога какого-то животного. В России чопперы начали строить из чего угодно. Харлеев не было, зато в были Явы. Сразу вспоминаются достаточно круто сделанные чопы из Яв с длинными "спринджерами"(к сожалению, от тех времен остались только воспоминания и никаких фотографий). Затем изящная Ява уступила место оппозитам и самоделкам с двигателем от Запорожца. А потом понеслось: японцы, Харлеи...

Triumph chopper Shovel BSA Higest chopper Panhead Girder fork Pan springer Evo Pan longfork Rat Flathead