Велокастом: история создания

кастомайзер

Так кто же делает самые крутые велики. Это могут быть как энтузиасты одиночки, так и велокастом мастерские или велосипедные клубы, а могут и солидные фирмы подхватившие идею у уличных кастомайзеров и воплотившие ее в серийное производство. Неплохо вспомнить историю кастом велосипедов. Родиной кастомайзинга считается США. Именно здесь еще в конце XIX века появилась компания Schwinn, основанная Игнасом Швинном. Именно в недрах Швинн появилась дугообразная рама велосипеда в стиле круизер. В 1933г. появляется велосипед Schwinn B-10E Motorbike. Модель Aerocycle становится велосипедом года. Другие велосипедные компании так же выпускают свои версии (например Shelby Bluebird). Расцвет круизерного стиля приходится на 40-50гг. Но постепенно американские велосипеды стали вытесняться более совершенными собратьями из Европы. Они были легче, уже колеса, присутствовало преключение скоростей. Однако в 60-х годах в США начинает появлятся кастом культура. Начавшись с переделок автомобилей, она захватывает мотоциклетный мир и вскоре от них не отстают и велосипедисты. Первыми велосипедами в кастом стиле стали лоурайдеры (lowrider). Они копировали аналогичное направление в автомобилях. Передняя качающаяся вилка спринджер (или спрингер от англ. "springer" - пружинно-рычажная вилка). Одной из икон того времени становится сделанный Алом Фритцем (Al Fritz) из Швинн модель Sting-ray 1963г.

custom cruiser custom cruiser custom cruiser custom cruiser lowrider lowrider lowrider lowrider lowrider lowrider

Но постепенно кастом бум стихает и на сцену выходят MTB и BMX байки. Однако в конце 70-х приходит новая волна кастома. Один из пионеров чопперостроения Джон Брейн (John Brain), построил свой велочоппер Diamant 40 лет назад (1976г). "Диамант" передставляет собой типичный образец старой школы (old-school).

old school chopper

Однако чопперы кастомайзеров-одиночек вдохновили велосипедные компании поставить производство чопперов на поток. Американец месксиканского просхождения Гарри Сильва (Gary Silva) создает свой чоппер. Вместе с Сетом Гроссманом он создает компанию Phat cycles. Интересно что Х-образный дизайн рам заводских велочопперов и ряда круизеров этой компании используется по сей день и является своеобразной визитной карточкой этой компании.

phat cycles

Сильва через некоторое время уходит из Phat Cycles и основывает 3G cycles. В 3G Сильва создает новый дизайн для заводских чопперов.

3g

Другие велосипедные компании тоже создают свои версии велочопперов. Однако круизеры тоже выходят на новый уровень и появляется стрейтч круизер (круизер с растянутой рамой), наиболее популярное направление в настоящий момент в велокастомайзинге.

cruiser

У нас же во времена СССР кастомайзингом как таковым не занимались. Конечно, техническое творчество в то время очень даже поощрялось, но, как правило, все сводилось к практическому применению усовершенствований или разработок без каких либо дизайнерских красивостей и изысков.И первый велочоппер в России появился в 2001г. благодаря Шуре, организовавшему велоклуб Р.А.С.Т.А.БАЙК. Популярность клуба способствовала тому, что термин "растабайк" стал синонимом любого кастом велосипеда. На сегодняшний день в России существует большое количество вело-кастом клубов и велокастом мастерских. Причем популярность велокастомайзинга не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом, а развивается и в других городах России и ближнего зарубежья.

растабайк растабайк